"Как хорошо уметь читать..."


  Нормы  темпа чтения в начальной школе


Как помочь ребёнку полюбить книгу
Здесь тренажёр на проверку техники чтения
Читаем с детьми
Большая электронная библиотека скачать бесплатно
Национальная электронная детская библиотека читать на сайте оцифрованные книги, журналы, диафильмы...
Детские журналы
Детский журнал "Наш Филиппок"
Приёмы и методики читательского развития


Библиознайка 










Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 – 4 классов 
Бойкина Марина Викторовна,
старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО,
соавтор курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

Основные понятия:
Самостоятельное чтение – это вид читательской  деятельности, которая  обеспечивает индивидуальную форму общения ребенка с книгой, с текстом.
Семейное чтение – это совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями.

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаем Вашему вниманию возможный рекомендательный список детских книг для чтения во внеурочное время. Для того чтобы им воспользоваться, необходимо соблюдать следующие правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге.

Правило 1.
Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение  ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2.
Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
Правило 3.
Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
Правило 4.
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5.
Приведенный ниже список  книг является рекомендательным. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.

Желаем вам успехов и приятного чтения! 
Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 – 4 классов

Бойкина Марина Викторовна,
старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО,
соавтор курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»

Основные понятия:
Самостоятельное чтение – это вид читательской  деятельности, которая  обеспечивает индивидуальную форму общения ребенка с книгой, с текстом.
Семейное чтение – это совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями.

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаем Вашему вниманию возможный рекомендательный список детских книг для чтения во внеурочное время. Для того чтобы им воспользоваться, необходимо соблюдать следующие правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге.

Правило 1.
Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение  ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2.
Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
Правило 3.
Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
Правило 4.
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5.
Приведенный ниже список  книг является рекомендательным. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.
Желаем вам успехов и приятного чтения! 
 1 класс
Рекомендуемый список литературы для чтения в 1 классе
Для самостоятельного чтения
Стихи о детях
А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз».
С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику
на память», «Важный день», «Друзья-товарищи».
Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...».
В. Лунин. «Мне туфельки мама...».

Стихи о животных
Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».
Ю. Мориц. «Малиновая кошка».
С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».
Стихи и рассказы о природе
«Времена года». Стихи.
«Приметы осени». Произведения русских писателей.
«Славная осень». Стихи русских поэтов.
А. Блок. «Зайчик».

Веселые стихи
Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин».
А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».
А. Прокофьев. «Как на горке, на горе». «Рифмы Матушки Гусыни».

Народные сказки
«Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки.
К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка.
Русские народные сказки
«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка».
«Черный конь скачет в огонь».
Сказки о животных
К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».
Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».
«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».
Сказки о зиме
«Морозко», «Снегурочка».
Литературные сказки (авторские)
В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».
В. Берестов. «Змей-хвастунишка».
С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом».
Л. Толстой. «Рассказы и сказки».
В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок».
В. Даль. «Старик-годовик».
Сказки зарубежных писателей
Ш. Перро. «Золушка».
Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».
Г.-Х. Андерсен. «Свинопас».
Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?».

Рассказы
Б. Заходер. «Живая азбука».
В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу».
И. Гамазкова. «Живая азбука».
Е. Пермяк. «Торопливый ножик».
Л. Пантелеев. «Буква «Ты».
Г. Скребицкий. «Мать».
В. Степанов. «Моя родина — Россия».
П. Воронько. «Твоя книжка».
С. Баруздин. «Главный город».
Е. Трутнева. «В родном краю».
Л. Преображенская. «Наша улица».
К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце».
Рассказы о детях
В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое»,
«Синие листья».
Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и
дружной семье...»), «Бумажный змей».
Н. Носов. «Замазка», «Огурцы», «Фантазеры», «Живая
шляпа», «Затейники», «Ступеньки».
А. Митт. «Шар в окошке».
Е. Чарушин. «Никита и его друзья».
В. Драгунский. «Он живой и светится».
Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга».
В. Лунин. «Я и Вовка».
В. Голявкин. «Болтуны».
А. Барто. «Если вы ему нужны».
Н. Артюхова. «Подружки».
Рассказы о животных
В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные
домишки», «Лис и мышонок».
Н. Сладков. «Лесные сказки».
Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».
М. Пришвин. «Еж», «Глоток молока».
Я. Аким. «Мой верный чиж».
Б. Заходер. «Собачкины огорчения».
Р. Сеф. «Кто любит собак?».
К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе.

Басни
Л. Толстой. «Лев и мышь», «Лгун», «Отец и сыновья».

Устное народное творчество (малые жанры)
«Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни.
Потешки, считалки, загадки, небылицы.

Список рекомендуемой литературы
для семейного чтения
Пословицы, поговорки, мудрые изречения.
«Три дочери». Татарская народная сказка.
«Два лентяя». Татарская народная сказка.
«Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка.
К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», «Лекарство».
Л. Толстой. «Пожарные собаки», «Не лениться», «Косточка», «Мальчик и отец», «Булька».
И. Косяков. «Всё она».
Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
В. Драгунский. «Денискины рассказы».

Список рекомендуемой литературы
для чтения летом

Сказки народов России.
Русские народные сказки.
Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка».
А. Пушкин. «Птичка Божия не знает...».
В. Даль. «Что значит досуг?».
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца».
А. Толстой. «Колокольчики мои».
Л. Толстой. «Филипок».
К. Ушинский. «Рассказы о животных».
М. Артюхова. «Подружки».
В. Бианки. «Латка», «Аришка-трусишка».
Г. Остер. «Вредные советы».
Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился».
С. Маршак. «Веселый счет от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
Т. Собакин. «Песни бегемотов».
А. Усачев. «Умная собака», «Соня».
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Д. Биссет. «Про поросенка, который умел летать».
Братья Гримм. «Король-Дроздовик».

2 класс
Внеклассное чтение к программе "Перспектива"
·        Т. Александрова. Домовёнок Кузька.
·        С. Михалков.  Праздник непослушания.
·        С. Козлов. Трям! Здравствуйте!
·        А. К. Вестли. Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик.
·        Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья.
·        М. Мокиенко. Как Бабя – Яги сказку спасли.
·        Э. Шим. Лесные сказки.
·        В. Постников. Карандаш и Самоделкин в стране пирамид.
·        С. Могилевская. Марка страны Гонделупы.
·        Э. Успенский. Школа клоунов.
·        В. Голявкин. Боба и слон.
·        О. Перовская. Ребята  зверята.
·        Э. Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
·        Б. Житков  Рассказы о животных.
·        Б. Заходер  Остров Гдетотам.
·        А. Милн  Вини-Пух и все-все-все.
·        Н. Носов. Веселая семейка.
·        А. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино.
·        Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот.
·        В. Бианки Первая охота. Лесные домишки. Чей нос лучше? Хвосты. Лупленый Бочок. Лесной колобок – Колючий бок. Паучок-пилот .
·        А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
·        Русские народные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Терёшечка. Гуси – Лебеди
Внеклассное чтение в летние каникулыДанный список книг для чтения летом составлен на основании школьной программы по литературному чтению в 3 классе. Здесь указаны авторы, с произведениями которых дети будут знакомиться на протяжении учебного года на уроках внеклассного чтения. Этот список не обязательный, а рекомендуемый. Выберите из него произведения по желанию. Некоторые из них вы сами можете прочитать ребенку вслух, а некоторые - "по очереди" с ним. Но обязательно обсудите прочитанное. Это поможет не только поделиться впечатлениями, но и сохранить в памяти сюжет, имена главных героев. Желательно, чтобы ребенок читал регулярно не только в течение учебного года, но и в летние каникулы. Не менее 15-20 минут каждый день. Но непрерывное чтение не должно превышать 30-35 минут. Если у ребенка есть желание продолжить читать, то к этому занятию лучше вернуться после перерыва в 25-30 минут.

Список книг для чтения летом. 2 класс:
1. Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста, ясна сокола»
2. Стихи для детей Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Никитина, И.З.Сурикова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Е.А.Благининой, Р.С.Сефа (1 – 3 стихотворения каждого автора)
3. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
4. И.А.Крылов «Квартет», «Слон и Моська», «Чиж и Голубь»
5. Л.Н.Толстой «Косточка», «Зайцы», «Два товарища»
6. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая шейка»
7. М.Горький «Воробьишко», «Самовар»
8. К.Г.Паустовский «Барсучий нос», «Прощание с летом», «Стальное колечко»
9. А.И.Куприн «Чудесный доктор», «Детский сад», «Ю-ю»
10. М.М.Пришвин «Охотничьи были», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»
11. И.С.Соколов-Микитов «В лесу», «Дружба зверей», «Лесные картинки»
12. В.И.Белов «Про Мальку», «Рассказы о всякой живности»
13. В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Лесные домишки», «Синичкин календарь»
14. Б.С.Житков «Рассказы о животных», «Что бывало», «Морские истории»
15. В.П.Астафьев «Васюткино озеро», «Пищуженец»
16. В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы», «Девочка на шаре»
17. Б.В.Шергин «Сказки о Шише», «Рифмы»
18. А.П.Платонов «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка», «Сухой хлеб»
19. М.М.Зощенко, циклы рассказов о Леле и Миньке
20. Н.Н.Носов «Ступеньки», «Мишкина каша»
21. Ю.А.Ермолаев «Стрелы пущены в цель», «Угодили», «Жарко»
22. Г.Б.Остер «Вредные советы»
23. Мифы Древней Греции
24. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», «Сундук-самолет», «Ель»

 класс
 к программе "Перспектива"
·         Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
·         А. Линдгрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена.
·         С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения жёлтого чемоданчика.
·         И. Акимушкин. Следы невиданных зверей.
·         Д. Сабитова. Цирк в шкатулке.
·         Т. Крюкова. Чудеса не понарошку.  
·         И. Токмакова. Маруся еще вернётся.
·         Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля.
·         В. Голявкин. Мой добрый папа.
·         В. Чаплина. Питомцы зоопарка.
·         П. Ершов. Конёк-Горбунок.
·         Б. Житков. Что бывало.
·         С. Козлов.  Ёжик в тумане.
·         Т. Янсон. Муми-тролль и другие.
·         Е. Левитан.  Сказочные приключения маленького астронома.
·         В. Курчевский. Быль-сказка о карандашах и красках.
·         В. Дуров. Мои артисты. Мои звери.
·         Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии.
·         А. Чехов. Белолобый.
·         Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
·         С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах.
·         Г. Черненко.  Путешествие в страну роботов.
·         Ю. Коваль Приключения Васи Куролесова.
·        В. Крапивин Оруженосец Кашка.
·         А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Внеклассное чтение 
5. Горький М. - "Дед Архип и Ленька"
6. Мамин-Сибиряк Д. - "Алёнушкины сказки"
8. Пермяк Е.А. - "Рассказы и сказки"
9. Успенский Э. - "25 профессий Маши Филиппенко"
13. Роулинг Дж. - "Гарри Поттер и философский камень"                                                                          14. С. Лагерлеф "Приключения Нильса с дикими гусями"
15. А. Некрасов "Приключения капитана Врунгеля" и др.
16. К. Булычев "Девочка, с которой ничего не случится", "Путешествия Алисы", "День рождения Алисы"
17. Лев Давыдычев "Рассказ про Ивана Семенова второгодника и второклассника", "Лелишна из третьего подъезда" и др.
18. В. Крапивин "Мушкетер и фея", "Мальчик со шпагой"
19. А. Линдгрен "Приключения Эмиля из Ленебергии", "Мы все из Бюллербю"
20. В.Медведев "Баранкин, будь человеком!"
21. Д. Дарелл "Говорящий сверток"
22. Л. Кэрролл "Алиса в Стране Чудес"
23. Ю. Олеша "Три толстяка"
24. П. Трэверс "Мэри Поппинс", "Мэри Поппинс открывает дверь"
25. А. Гайдар "Тимур и его команда"
26. Ю. Коваль "Приключения Васи Куролесова"
27. Я. Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали
     

Список литературы на лето для 3 класса, программа Перспектива

Отечественная литература
  1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек
  2. А.П. Чехов. Каштанка
  3. А.М. Горький. В людях
  4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч
  5. В. Катаев. Сын полка (читать)
  6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  7. Ю. Олеша. Три толстяка
  8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
  9. К. Булычев. Приключения Алисы
  10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок
  11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг
  12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище
Зарубежная литература
  1. Сказки: Ш.Перро (читать), Братья Гримм (читать), Г.Х.Андерсен (читать)
  2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес
  3. М.Твен. Приключения Тома Сойера
  4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король
  5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера
  6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена
  7. А.С.Экзюпери. Маленький принц
  8. В.Гюго. Гаврош. Козетта
  9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Второй список литературы по программе Перспектива:

  1. Мифологические сюжеты Древней Греции.
  2. Русские волшебные сказки и сказки разных народов «Крошечка-Хаврошечка», « Царевна Несмеяна», «Летучий Корабль», « Финист - ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)
  3. Былины Киевского цикла
  4. Басни Эзопа
  5. Басни Крылова
  6. Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
  7. Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы
  8. Ш. Перро. Рикки с хохолком
  9. А. Милнн. Винни-Пух и все-все-все
  10. В. Гаршин. Лягушка-путешественница
  11. Ю. Коваль. Соловьи
  12. Ю. Дмитриев. О природе для больших и маленьких
  13. А. Гайдар. Горячий камень
  14. К Паустовский. Стальное колечко (читать)
  15. В. Драгунский. Девочка на шаре
  16. Л. Петрушевская. Сказки
  17. С. Козлов. Сказки
  18. Ян Ларри. Необычайные приключения Карика и Вали
  19. С. Лагерлеф. Путешествие Нильса с дикими Гусями
  20. Д. Даррелл. Моя семья и другие звери
  21. Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса
  22. К. С. Льюис. Лев, ведьма и платяной шкаф
  23. Д. Родари. Джельсомино в стране Лжецов, Приключения голубой стрелы (читать)
  24. Р. Киплинг. От чего у верблюда горб
  25. Э. Распе. Приключения Мюнхаузена
  26. Э. Сетон-Томпсон. Уличный певец
  27. Ф. Баум. Волшебник страны ОЗ
  28. О. Пройслер. Маленькое привидение
  29. П. Треверс. Мери Поппинс
  30. В. Голявкин. Рассказы
  31. Ю. Раскин. Когда папа был маленьким
  32. Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья
  33. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья
  34. П. Бажов. Серебряное копытце (читать)
  35. В. Губарев. Королевство кривых зеркал
  36. С. Прокофьева. Ученик волшебника
  37. Л. Лагин. Старик Хоттабыч
4 класс
Внеклассное чтение  
1. Бажов П. П. «Уральские сказы»
2. В. Катаев «Сын полка».
3. Гайдар А. П. «Дальние страны», «Судьба барабанщика».
4. Короленко В. Г. «Слепой музыкант».
5. Медведев В. В. «Баранкин, будь человеком!».
6. Осеева В. А. «Динка».
7. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица».
8. Толстой А. Н. «Детство Никиты».
9. В. Крапивин «Летящие сказки»
10. Каверин В. «Песочные часы», «Много хороших людей и один Завистник» и др.
11. Гарин-Михайловский Н. Г. «Детство Тёмы».
12. Велтистов Е. «Приключения Электроника»
13. Булычёв К. «Приключения Алисы», «Девочка с Земли».
14. Шварц Е. «Сказки. Повести. Пьесы».
15. Лагин Л. «Старик Хоттабыч».
16. Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик».
17. Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки», «Кондуит и Швамбрания».
18. Олеша Ю. «Три толстяка».
19. Александрова Т. "Домовенок Кузька"
20. Бажов П. "Малахитовая шкатулка". Сказы
21. Бианки В. "Синичкин календарь"
22. Дружков Ю. "Приключения Карандаша и Самоделкина"
23. Коржиков В.Т. "Мореплавания Солнышкина"
24. Пришвин М.М. "Кладовая солнца"
25. Прокофьева С.Л. "Приключения желтого чемоданчика". "Пока бьют часы"
26. Рыбаков А.Н. "Бронзовая птица". "Кортик"
27. Скребицкий Г.А. "Сказки следопыта". "Лесной голосок"
28. Сладков Н.И. "Бюро лесных услуг"
29. Снегирев Г.Я. "Маленькое чудовище"
30.Троепольский Г.Н. "Белый Бим, Черноре ухо"
31. Чаплина В.В. "Питомцы зоопарка"

Зарубежная литература
21. Твен М. «Приключения Тома Сойера».
22. Верн Ж. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан».
23. Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный король»
24. Дефо Даниэль «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
25. Мифы народов мира (древнегреческие, древнеиндийские)
26. Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста».
27. Лондон Джек «Сказание о Кише. На берегах Сакраменто».
28. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
29. Свифт Дж. «Путешествия Гулливера».
30. Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
31. Гюго В. "Гаврош"

Книга в школьном портфеле (часть 1)
Авторская статья
Умение читать - главный кирпичик на дороге в Страну знаний: практически все остальное обучение (математике, биологии, истории) ведется на умении ребенка понимать написанное и прочитанное. Поэтому именно с азов чтения и начинается первый школьный класс.
Ох, лукавлю... Сможете показать такой первый класс, куда берут малышей, не знающих букв, не умеющих читать хотя бы по слогам, а желательно бегло, еще лучше - слов тридцать-сорок в минуту? И вот, казалось бы, при таком благоприятном школьном старте (большинство первоклашек умеет читать и писать до первого школьного звонка), учителя начальной школы бьют тревогу. Читать научили, но ребята читать не хотят, потому что не любят. Вот где аукнулся наш рациональный подход к обучению! Дальше, как снежный ком, покатились проблемы - снижение успеваемости, плохая успеваемость, нежелание учиться и т.д. и т.п.
Мне кажется, есть три причины не-любви к книге в один из самых, казалось бы, "книжных" периодов жизни (вспомните себя в этом возрасте!).
Во-первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно.
Во-вторых, дети не чувствуют вкуса настоящей Книги, потому что им таковой еще не предложили.
В-третьих, взрослое население страны, благополучно воспитанное на литературе, а не на видео и компьютерных играх, переоценивает роль видеоряда - дескать, все, потерянные они, наши дети. И сделать ничего не можем, и не виноваты мы - он сам пришел (этот негодник, компьютерный век).
Вернуть в руку ребенка книгу можно. Надо только захотеть - и хоть ненадолго вынуть из нее джойстик или пультик...

Читать нужно быстро

Откровенно говоря, я никогда не понимала смысла в проверке техники чтения в начальных классах школы. Помните, когда на урок приходил завуч с секундомером, и нужно было за минуту прочитать отрывок из незнакомой книжки. Потом подсчитывалось количество слов, прочитанных за 60 секунд, в зависимости от которого и выставлялась оценка. Не все ли равно, с какой скоростью читает ребенок - главное, читает!
На днях мне в руки попала небольшая брошюрка, выпущенная издательством Донецкого государственного университета. Ее автор Всеволод Николаевич Зайцев (однофамилец изобретателя кубиков со складами - питерского филолога Н.А. Зайцева), акцентирует родительское внимание на проблеме оптимального чтения.
Оказывается, оптимальное чтение - это чтение в темпе разговорной речи, примерно 120-150 слов в минуту. Доказано, что именно при такой скорости чтения достигается наилучшее понимание текста. При более высокой (от 180 слов в минуту) понимание текста ухудшается так же, как и при пониженной скорости чтения.
Диапазон оптимального чтения - это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Автор методики уверен, что именно скорость чтения - самый важный фактор, влияющий на успеваемость ученика (а ведь таких факторов, по мнению психологов, не менее 200).
Жил-был некий семиклассник Василий. Скорость чтения он имел - 38 слов в минуту, как у первоклассника. Давайте посчитаем, сколько часов ему требовалось в день на выполнение домашнего задания. Возьмем 10-12 страниц учебника, учитывая курсы истории, географии, литературы. Не говоря уже про русский язык, химию, физику и алгебру с геометрией. Количество слов на 10 страницах - примерно 6500. Делим 6500 на 38. Получаем приблизительно три часа. Три часа только на чтение страниц учебника! Чтобы понять и сделать домашнее задание в письменном виде, понадобится еще как минимум столько же времени, а то и в три раза больше. Это уже 9 часов, больше трети суток! К такому Васе бесполезно приглашать в репетиторы самых талантливых учителей - они ничего не смогут сделать! Мальчик просто обречен на неуспеваемость, пока не научится читать быстрее.
Как правило, быстро читают те дети, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
В США на многих предприятиях не принимают на руководящую работу лиц, чья скорость чтения менее 300 слов в минуту. Считается, что при такой низкой скорости чтения специалист просто утонет в потоке бумаг.
Почему в средней школе резко падает успеваемость - многие отличники и хорошисты начальной плавно "перетекают" в троечники? Успеваемость во многом определяется скоростью чтения. Следовательно, кто мало и плохо читал в третьем классе, наверняка будет хуже учиться в средней школе - объемы получаемых на уроках знаний и домашних заданий возрастают значительно!

Как добиться оптимальной скорости чтения в домашних условиях

Есть несколько резервов обучения оптимальному чтению, причем некоторые из них давно известны (приведенные ниже учителя начальных классов часто используют во время уроков, так же, как и другие).
Оказывается, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений: человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Если мы помогаем ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а 3-4 захода по 5 минут.
Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. То есть после прочтения одной-двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых. Автоматически так получается при просмотре диафильмов: ребенок читает одно-два предложения, соотнося прочитанное с увиденным в кадре. Но даже диафильмы надо читать поочередно: строчку - ребенок, строчку - вы.
Попробуйте использовать жужжащее чтение (кстати, оно было одним из элементов обучения в Павлышской школе Василия Сухомлинского) - хотя эта методика больше подходит для коллективного чтения в классе. Все ученики одновременно читают вслух, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Каждый читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Тренировка длится всего пять минут в течение урока, а эффект огромный!
Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты. Последние события дня обычно фиксируются эмоциональной памятью: во сне человек находится под их впечатлением. Организм фиксирует хорошую скорость чтения, "привыкает" к ней. Еще 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий! Учи псалтырь на сон грядущий" - то есть учи так, чтобы это стало последним событием уходящего дня.

Читать нужно хорошие книги

Очень важно, какие именно книги попадают в руки наших детей - даже странно, почему родители так редко об этом задумываются. Часто слышу такие разговоры взрослых: да пусть они читают хоть эти детские ужастики и комиксы - главное, читают!
А вот и неправда ваша. Еще Маршак говорил, что плохая книга - это вред, причем вред двойной. Плохая книга, прежде всего, портит вкус, и, к тому же, отнимает время у хорошей книжки! А привычка (между прочим, вторая натура) к хорошему или привычка к плохому останется у ребенка на многие годы. Поэтому нашего пристального родительского внимания требует репертуар детской литературы (не знаю, можно ли так выразиться - бывает ли у литературы репертуар).
Очень помогают собственные детские впечатления: я, например, в нежном возрасте была так очарована тогдашними изданиями Винни-Пуха и Мэри Поппинс, что для своих детей отыскала в букинистическом магазине именно эти книжки с любимыми рисунками. Пусть и не цветными! В школьной библиотеке такие эпохальные издания (уже говорю не только об иллюстрациях - о содержании) надо брать на время, пока вы подбираете их для домашней книжной полки. Дети тонко чувствуют трепетное отношение к подобного рода вещам, сами влюбляются в эти книжки.
Неплохо иметь под рукой "список обязательной литературы", какие до сих пор на лето выдают сознательные учителя уже после первого класса. Такой список составляется специалистами-литературоведами, он достаточно объемен, но позволит вам целенаправленно подходит к любому книжному прилавку.
Роль учителя в воспитании Читателя, если и не так велика, как наша, родительская, но тоже очевидна. Учительница начальных классов моего старшего сына Наталья Викторовна придумала "Тетрадки по внеклассному чтению": раз в неделю ребята выступали перед одноклассниками с отзывами о прочитанных за это время книгах. Помимо честно заработанной хорошей оценки (дети писали личный отзыв о книге, иллюстрировали его), уроки внеклассного чтения превращались в мини-спектакли: нужно было так разрекламировать книжку, чтобы все бросились за ней в школьную библиотеку!
Я была в ужасе от эпидемии детских детективов (кстати, прочитав парочку, выяснила, что не все они дурны) во втором классе, но ничего с собственным ребенком поделать не могла! А потом по достоинству оценила "заразность" уроков внеклассного чтения: так же стремительно и одновременно в начале третьего класса ребята взахлеб читали Герберта Уэллса, Владислава Крапивина, Льва Кассиля, Александра Беляева, Конан Дойла… Вот что значит правильно выбранный педагогический прием.

Читать нужно книги, а не файлы

У нас в доме шесть лет не было телевизора - на столь радикальное решение (радикальное прежде всего для взрослой части семьи) мы пошли, поняв: трехлетнего Алешку никакими уговорами не оттащить от мультяшных черепашек-ниндзя! Сейчас в доме телевизор есть (висит на кухне, высоко на кронштейне - долго не посмотришь. Шея устает…). Присутствуем видео и компьютер. Но нет истерии и ажиотажа вокруг оного. Потому что в дошкольном возрасте важно создать в голове, в душе ребенка фундамент, определить ориентиры "главное и второстепенное", "важное и не очень".
Когда таковые присутствуют, перестаешь бояться, что вместо уроков ребенок весь день будет играть в стрелялки. Начинаешь переживать за зрение - мальчик читает в метро, в постели с фонариком, рано утром в субботу, поздним воскресным вечером… Не представляю, какой видеогерой может заменить ребенку Маленького принца, Эмиля из Леннеберги, Алису, барона Мюнхаузена, Дениску Кораблева, Пэппи Длинныйчулок, крапивинского Джонни Воробьева.
Мы растем и взрослеем вместе с собственными детьми: сейчас понятно, что радикальные меры - не всегда самые лучшие. Не призываю всех немедленно освобождать квартиру от видеотехники. Все хорошо в меру. Важно, чтобы подрастающий человек с вашей помощью и не без помощи мудрой книги научился понимать, что это значит.

Книга в школьном портфеле (часть 2. комментарий нейропсихолога)                                                         Авторская статья

Читать нужно не только быстро. Очень важно еще и понимать прочитанное. Это сложно себе представить, но большинство школьников, с которыми нам приходится работать, с трудом вникают в смысл того, о чем читают. Потому и читают медленно.
Дело в том, что процесс чтения требует очень слаженной работы мозга. У многих современных детей функции головного мозга недосформированы. Ребенок способен механически складывать буквы в слова, а слова в предложения, но не в состоянии, например, представить, вообразить то, о чем говорится в этих предложениях. Подобные сбои чаще всего происходят по причине плохой нейродинамики головного мозга, проявляется это в излишней рассеянности школьника, неспособности подолгу заниматься монотонной интеллектуальной деятельностью, например, деланием уроков или тем же самым чтением.
Большинство детей с подобными проблемами пережили в детстве раннее обучение чтению. И одновременно испытали недостаток общения со взрослыми, наблюдений за окружающей действительностью и обычных детских игр - недостаток традиционной деятельности дошкольника, в процессе которой и развивается мозг.
Идет тестирование. Просим 11-летнюю девочку написать коротенькое сочинение на первую пришедшую в голову тему: "Осенью в лесу". А она говорит: "Я никогда не видала лес осенью". Она читает с 4 лет и учит два языка. Но никогда не была в осеннем лесу. И не знает еще многих вещей, которые в норме должны составлять жизненный опыт ребенка-дошкольника.
На консультации 12-летний мальчик. Научился читать еще до школы, но сейчас читает чуть ли не по слогам. Все школьные годы уроки делает с мамой, потому что без ее объяснений не может понять ни условие задачи, ни смысл очередного параграфа. При этом интеллектуально ребенок вполне сохранен.
Это другая группа детей, которым навык чтения просто не дали развить. Они никогда не читали сами - им всю жизнь все читали их сверхопекающие родители. Сначала "помогали делать уроки" первокласснику, потом третьекласснику, а ребенок очень быстро привык к тому, что за него все сделают, и перестал стремиться к самостоятельности.
К таким детям действительно бесполезно приглашать традиционных репетиторов, но и самим им оптимальное чтение не освоить. Мы помогаем им восстановить нейродинамику мозга, занимаясь специальной гимнастикой. А потом за дело берется специалист по обучающим технологиям, которая учит ребенка самоорганизовываться, показывает различные приемы работы с текстом и обязательно проходит с ним заново программу начальной школы. Это может произойти за месяц или два, играя, шутя - но это обязательный этап: не освоив азов (а они у ребенка запущены из-за плохого чтения), нельзя двигаться дальше.
Хорошие книги, по-настоящему художественную литературу (не информацию, не энциклопедию, не газету!) важно читать как минимум по двум причинам.
Во-первых, у ребенка любого возраста есть потребность в эмоциональном отклике на прочитанное. Значит, ему необходимо Слово, будящее в человеке самое лучшее, берущее за душу. Если школьнику с налаженной нейродинамикой попадет в руки книга, которая его чем-то "зацепит", тут-то и начнется чтение!
Во-вторых, в "большой" литературе есть огромное количество слов, которые мы не применяем в повседневной речи. Но в языке-то они есть! А дети не знают их смысла. И это сдерживает их развитие. Что такое захолустье? А вдохновение? Нет, это не подъем творческих сил, говорят нам наши подопечные, это вдох! Когда вдыхают. Приходилось доказывать со словарем.
Полезно обсуждать прочитанное: чему учит эта история? Не только для развития речи ребенка, но и для того, чтобы точно знать: он правильно понимает смысл как отдельного предложения, так и всего рассказа.
Идет тестирование с помощью нейропсихологического альбома. Там простые картинки: велосипед, гриб, гвоздь, чайник. "Это что у велосипеда?" Вы думаете, кто-нибудь скажет "седло"? "А это у гриба что?" - "Верхушка". Никто не скажет "шляпка". О том, что у гвоздя - острие, а у чайника - носик, скажут единицы. Как изучать биологию, если ветви и крона у дерева - понятия, ребенку неведомые? Этот понятийный багаж наши дети могут почерпнуть только из литературы.
Читать нужно книги. А файлы (компакт-диски, аудиокассеты, грампластинки) можно слушать - если приобрести аудиозаписи художественных произведений, которые читают великолепные актеры с правильной речью. Мама одного из наших подопечных была незрячей и не могла читать сыну. С детства она собирала для него аудиобиблиотеку, и то, что ребенок не успевал читать сам, он слушал в прекрасном исполнении.
А еще книги можно не только читать, но и писать (иллюстрировать, издавать). Вот, кстати, разумное, реальное и невероятно увлекательное применение того самого компьютера, который, как считают родители, отвадил детей от чтения.
Анна Потанина, нейропсихолог
Александра Соболева, нейролингвист
http://www.7ya.ru 


 
             



Комментариев нет:

Отправить комментарий